29 августа – Празднество в честь иконы Спас Нерукотворный

Опубликовано: 29.08.2019

фото икона Спас Нерукотворный гальванопластика золото серебро живопись«Спас Нерукотворный» считается первым изображением Бога-сына, Спасителя, первой иконой, созданной самим Богом. Образ Спаса, явленный чудесно по Его воле – это «образ ипостаси» Божией. До Рождения Иисуса Христа иконы Бога не могло быть, так как Он невидим и непостижим. Воплощённый в Иисусе Христе, Бог явил людям своё лицо ради их спасения.

На 7 Вселенском соборе (787 г.) в иконоборческий период Нерукотворный образ приводился преподобными Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом в защите православия как основное доказательство воплощения второго лица Святой Троицы. Тогда иконопочитание было восстановлено, а в 842 г. Константинопольским Собором окончательно утверждено, в честь чего установили праздник Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста).

Первые упоминания об истории «Спаса Нерукотворного» восходят к 4 в..Подробное изложение создания образа и его почитания описал император Константин Багрянородный в середине 9 в. История явления Нерукотворного Спаса существует в вариантах восточного и западного преданий.

Более древнее восточное предание связано с персидским царём Авгарем, жившим в Едессе (ныне турецкий г. Шанлыурфа). Заболев неизлечимой болезнью, он отправил посланника Ханнана (Анания) с письмом к Иисусу. Царь просил прибыть Христа к нему и исцелить. Ханнану же приказал написать образ Спасителя в том случае, если Он откажется приехать в Едессу. Художник никак не мог написать портрет Иисуса из-за постоянного присутствия при Нём толпы людей. Увидев тщетные попытки Ханнана, Спаситель умылся и вытер лицо убрусом, на котором чудесно проявился Его лик. Это льняное полотенце с изображением и письменный ответ художник доставил Авгарю. Христос писал царю, что не может приехать, потому что должен выполнить свою миссию. В своё время Он обещал прислать в Едессу одного из учеников. Приложившись к убрусу, Авгарь получил облегчение своей страшной болезни. После Вознесения, когда апостол Фома по божественному повелению послал одного из 70 учеников Христа Фаддея в Едессу для проповеди Евангелия, царь крестился вместе со многими другими и окончательно исцелился. Воссылая своему Спасителю благодарения, Авгарь велел приклеить убрус на дерево и поместить икону над воротами в город вместо стоявшего там идола. Позже внук царя, отошедший от христианства, распорядился убрать изображение Христа. Но епископ города ночью закрыл нишу, где стояла икона, керамидой (доской из глины) и так сохранил святой лик. Об изображении забыли на 4 столетия, пока в 544 г. в осаждённой персами Едессе епископу города Евлалию не пришло во сне видение об образе Спаса Нерукотворного. Разобрав кирпичи, все увидели хорошо сохранившийся святой лик на плате, а также отпечаток изображения на керамиде. После крестного хода c иконой Спасителя по стене города персы ушли.

Есть и другой вариант происхождения первообраза. Когда Иисус молился в Гефсиманском саду об укреплении Его сил для выполнения своего предназначения, «был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Тогда один из учеников подал Христу льняной плат. Он утер лицо, и на убрусе остался отпечаток святого лика.

Спас Нерукотворный хранился в Едессе до 944 г. В обмен на мир едессяне отдали образ императору Роману, войско которого угрожало городу. Это было 15 августа. Со всеми почестями икону доставили в Константинополь в Фаросский храм Богоматери. В честь события установили праздник «Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа». Но постольку 15 августа (28 августа по н. ст.) отмечается Успение Пресвятой Богородицы, то Нерукотворный образ было решено почитать 16 августа (29 августа по н. ст.). В народе праздник получил название третьего Спаса. Значение его состоит в обретении святыни христианским миром. До этого она хранилась у мусульман.

Подлинный Спас Нерукотворный оставался в Константинополе до 1204 г., когда был похищен крестоносцами во время их очередного похода и утерян вследствие кораблекрушения. По другим источникам, первообраз Спаса Нерукотворного (Убруса) передали в генуэзский монастырь святого Варфоломея в 14 в.фото икона Спас Нерукотворный гальванопластика золото серебро

Западное предание средних веков излагает другую версию появления святого образа. Благочестивая женщина Вероника, которая сопровождала Иисуса Христа во время Его крестного пути на Голгофу, дала Спасителю льняной платок утереть лицо. Так на платке чудесно появился Нерукотворный Спас. Отличительная особенность иконы «Плат Вероники» – терновый венец Иисуса. Образ хранится в соборе святого Петра в Риме. Некоторые исследователи выдвигают версию о том, что Нерукотворный Спас – это та же Туринская плащаница, вывезенная крестоносцами в Европу из Константинополя.

В иконографии Спаса Нерукотворного различают два вида образа: «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии». В «Убрусе» Иисус Христос изображается на фоне плата. В нимб вокруг головы вписан крест. Нимб позже стали разделять на 9 частей по числу ангельских чинов и вписывать 3 греческие буквы (начало слов «Я есть сущий») и сокращённое Иисус Христос (IС ХС). В Византии такой образ носил название «Святой Мандилион» (плащ), а на Руси «Спас Мокрая Брада». «Спас на чрепии» написан на фоне черепицы-керамиды или кирпичной кладки и назывался в византийской иконографии «Святой Керамидион». На древнейших иконах Спаса писали на чистом фоне.

В Русской земле образы Спаса Нерукотворного появились в росписи храмов, например Спасо-Мирожского собора 1156 г. и Спаса на Нередице 1199 г., а потом стали самостоятельными изображениями. По преданию, самый первый список «Убруса» принёс из Византии святой Феодор, первый епископ Суздальский. Распространение почитания Спаса началось в 14 в. со времени принесения списка из Константинополя московским митрополитом Алексием. Самой древней русской иконой считают новгородский двухсторонний список 12 в., хранящийся в Третьяковской галерее. Другой извод, редкая русская икона «Спас Ярое Око», изображает Иисуса, сурово взирающего на врагов православия. Она была написана в 1344 г., во время монголо-татарского ига, для Успенского собора Кремля и хранится там доныне. Этот святой лик был на знамёнах Дмитрия Донского во время Мамаева побоища на Куликовом поле, на военном флаге Ивана Грозного в 1552 г. при взятии им Казани. Его располагали в качестве защиты над входом в новые храмы.

С 17 в. в русской иконописи появляются изображения Иисуса Христа с терновым венцом, то есть по иконографическому типу «Плат Вероники».

В Государственном музее искусств Грузии хранится икона 7 в. «Анчисхатский Спас» – погрудное изображение Христа. Местное предание считает её первообразом Спаса Нерукотворного.

В русской иконописи образ Спасителя является самым распространённым. Спасская башня Кремля и её ворота названы так благодаря святому образу, который висел над воротами с 1647 г. до Октябрьской революции. Чудотворную икону принёс из Вятки (тогда г. Хлынов) и поставил в Кремлёвском Спасо-Преображенском соборе царь Алексей Михайлович. Список с образа поместили над Фроловскими воротами, которые были переименованы на Спасские, а другой извод отправили в Хлынов. В наше время в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря хранится копия Спаса Нерукотворного 19 в. Список, посланный во Вятку, тоже утрачен в 1929 г. С 2010 г. в Спасском соборе г. Киров (бывшая Вятка) находится точная копия Вятского Спаса Нерукотворного.

фото храмовая большая икона Спас Нерукотворный гальванопластика золото серебро живописьЗнаменитый список образа Спаса хранится в Санкт-Петербурге в Спасо-Преображенском соборе. Это реликвия царской семьи. Его заказал Алексей Михайлович у иконописца Симона Ушакова. Святой лик передала Петру I его мать Наталья Кирилловна, и с тех пор русский царь не расставался с ней. Он поставил икону в деревянном дворце на Берёзовом острове – домике Петра Великого. Образ спасал Петра в боях, в том числе во время Полтавской битвы. Умирая, царь просил, чтобы эта икона была рядом с ним. Список с неё спас жизнь царской семье Александра III в 1888 г. во время крушения поезда под Харьковом.

В Свято-Борисоглебском храме женского монастыря с. Водяное Змиевского района Харьковской области находится чудотворная икона 18 в., обновившаяся в один момент при многочисленных свидетелях в 1997 г.

Образу Спаса Нерукотворного можно помолиться в любом православном храме. Молитва перед святой иконой помогает в исцелении души и тела, поисках праведного пути, укреплении сил в преодолении трудностей. Перед ликом Спасителя благодарят и просят, добровольно следуя по Его пути.

Среди известных храмов во имя Спаса Нерукотворного церковь на реке Сетуни в Москве при Кунцевском кладбище, в г. Пушкино Московской области, воздвигнутый в 1916 г. в честь 300-летия правления дома Романовых; храм 17 в. в Гиреево в Москве; собор 1898 г. в г. Павлоград Днепропетровской области (Украина); церковь, построенная в родовом имении Тютчевых с. Мураново Московской области в 1878 г. сыном поэта Иваном.

В церкви Спаса Нерукотворного 18 в. в Полтаве молился Пётр I и бывал Александр II.

Храм во имя Нерукотворного Спаса в Абрамцево Московской области 1882 г. создан по эскизу В. Васнецова, украшен авторскими иконами И. Репина, В. Васнецова, В. Поленова. И.Репин написал для церкви образ Спаса.

Храмов во имя Спаса Нерукотворного чрезвычайно много, и это свидетельство исключительной роли Его образа в православии.

МОЛИТВА

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Ссбе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, / просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: / волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, / да избавиши яже создал еси от работы вражия. / Тем благодарственно вопием Ти: / радости исполнил еси вся, Спасе наш, / пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, / неописанное Слово Отчее, / и образ неписанный, / и богописанный победителен, / ведуще неложнаго Твоего воплощения, / почитаем, того лобызающе.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем пречистаго лица Твоего / преславное воображение.