Большая храмовая икона Спас Нерукотворный 42 х 49 см
Наведите для увеличения

Большая храмовая икона Спас Нерукотворный 42 х 49 см

Артикул. СН-02 Предзаказ
Количество:   
99000 руб.
Вид иконы: Спаситель
Бесплатная доставка по России

Икона Спас Нерукотворный выполнена из медной основы и покрыта серебром и золотом методом гальванопластики, лик Иисуса Христа выполнен живописью.

Для заказа данной иконы просьба связаться по электронной почте или телефону.

Спас Нерукотворный – самая первая икона в мире, появившаяся еще при жизни Иисуса Христа. В I в. Эдисский царь, услышав про Иисуса Христа и его чудеса, отправил художника для написания его портрета. Но у художника никак не получалось запечатлеть облик Господа. Тогда Иисус Христос отер мокрое после умывания лицо платком и отдал его художнику. На платке отобразился Нерукотворный Образ.

Празднование: 29 августа - Перенесение из Едессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа.

Традиционно Спаса изображают на убрусе (платке), верхние концы которого завязаны узлами, а внизу есть кайма.

Информация об иконе Большая храмовая икона Спас Нерукотворный 42 х 49 см

МОЛИТВА

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Ссбе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь

Молитва Нерукотворному Образу

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, / просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: / волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, / да избавиши яже создал еси от работы вражия. / Тем благодарственно вопием Ти: / радости исполнил еси вся, Спасе наш, / пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, / неописанное Слово Отчее, / и образ неписанный, / и богописанный победителен, / ведуще неложнаго Твоего воплощения, / почитаем, того лобызающе.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем пречистаго лица Твоего / преславное воображение.

Ино величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим образ Твой святый, / имже нас спасл еси / от работы вражия.

 

Акафист Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа

Кондак 1

Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия, тем с надеждою вопием Ти: Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне noгибающему и исцели от болезни моя неисцельныя.

Икос 1

«Иисусе, Спасителю мой, — молил смиренно Авгарь князь Едесский, — прииди ко мне и исцели неисцельныя болезни моя, в них же от многих лет стражду.

Ему же подражая, и аз, пораженный гpexoвною проказою, мольбою вопию сице: Господи мой, Господи, помилуй мя по велицей милости Tвoeй, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Господи Спасителю мой, росою милости Твоей омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Господи, отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Господи, сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей Господи, не отвержи мене от лица Твоею и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 2

Видя любовь и веру Авгаря Едесскаго, Господи, Ты писал ecu ему «Блажен еси Авгарь, не видевый Мя и веровым в Мя Аз пошлю ученика Моего и той исцелит тя и жизнь вечную подаст ти и сущим с тобою». Посли же, Господи, милость Твою и мне вопиющему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум не постигает тайны, как Господь приложением к Божественному лику Своему убруса, изобрази на нем подобие Свое, посылал оное к Авгарю, желание того исполняя. Сей же радости великой исполнься, поклонися образу Христову. Ему же и мы с благоговением днесь поклоняемся, с мольбою и верою зовуще: Господи мой, Господи, устне моя отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою, Господи мой, Госпо ди, возврати ми радость спасения и Духом Владычным утверди мя. Господи, Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, по милости Твоей пощади мя, Господи мои, Господи, Спасителю мой, призри на скорбь души моея и поспеши на помощь мне. Господи мой, Господи, услыши мя и от всех скорбей избави мя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди, ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 3

Силою любве и радости преисполненный поклонися Авгарь Нерукотворенному образу Спасителя мира и, получив своих болезней исцеление; с верою воззва «Христе Боже, всяк уповающий на Тя не постыдится». Сим поучая и нас всегда уповлти на милости Господни и пети Ему: Аллилуйа!

Икос 3

Имея любовь к падшему роду человеческому, Ты, Христе Боже, чрез единаго от учеников Твоих воззвал eси Ашаря от мрака гpеxoвного и просветил душу ею светом истины Твоея. Воззови и меня от глубины греховныя, да и аз с плачем возопию Тебе сице:

Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, да ими Тя умолю — очисти прежде конца вся моя npeгрешения Господи, просвети мою душу светом Твоего Божественнаго познания, и введи мя но милости Твоей в Царство Твое Господи мой, Господи, просвещение мое и Спаситель мой, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою. Господи мой, Господи, Боже мой, вразуми сердце мое, и отжени от него искушение лукаваго, и настави мя на путь спасения. Господи Moй, Господи, не отрини убо моления моего и услыши мя, Твоею Благостию утверди сердце мое страхом Твоим. Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 4

Буря страстей и треволнений житейских потопляет мя, и сердце, объятое ужасом смерти, вопиет Ти: Господи, несть помогающаго ми на земли, спаси мя, якоже древле Авгаря, и даруй купно с ним пети Ти: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша, яко иудеи ненавидят Тя, и хощут нечто злое содеяти Тебе, Господи, пишет Авгарь: «Аз молю: прииди ко мне и обитай, со мною». Того любви подражая, и аз, восстав из глубины падения моего, дерзновенно молю Тя, Христе Боже сице:

Господи Боже мой, вниди в дом души моея и пребуди неотлучен со мною грешным. Господи, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки. Господи мой, Господи, к Тебе прилепилась еси душа моя, прииди и радости исполни сердце мое.

Господи Боже, Спасителю мой, прниди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 5

Благословен грядый во имя Господне — воспеваху древле дети еврейскии, встречая Господа в Иерусалиме. Мы же днесь, раскрывая двери сердец наших грядущему к нам Спасу, со умилением зовем: Аллилуиа.

Икос 5

Дивныя глаголы Ты рекл еси, Господи, всем погибающим: «Да не смущяется сepдце ваше, и да не устрашается, веруяй в Бога, и в Меня веруйте и наследите Царство, уготованное вам от создания мира». Аз же, помышляя свое беззаконие, молю Тя, Блаже, утверди сердце мое и просвети ум мой, Тебе вопиющий: Господи мой, Господи, призри на мя и просвети очи мои, да не усну в смерть, Господи мой, Господи, путеводя Израиля от земли фараоновой, настави мя на путь Твой, да пойду во истине Твоей. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, верую в Тя, помози моему неверию, Господи мой, Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, и не удаляйся от мене за беззакония моя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 6

Воззрети очима на образ Твой, Господи, не смею окаянный аз oт лукавых моих деянии, но, яко мытарь, стеня, взываю Ти Боже, очисти мя грешнаю от фарисейскаго лицемерия и научи чистым сердцем пети милосердию Твоему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия в скорби моей, утешительное слово Твое, Спасителю мой, еже рекл еси: «Не оставлю вас сиры, прииду к вам» . Того ради аз, избегши темноту отчаяния, с надеждою на Твое человеколюбие прибегох к Тебе сице моляся: Господи мой, Господи, Прибежите мое в беде и в скорби, не остави мя едина, Господи мой, Господи, безгрешный, с беззаконными вмененный, изми мя оот рук ненавидяших мя. Господи мой, Господи, от поругания видимых и невидимых врагов сохрани мя. Господи мои, Господи, прости мя и приими мя, якоже блуднаго древле во объятия Твоя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 7

Дивныя показал еси дела Твоя, Господи, в пречистем образе Твоем, и чудности даровал утешение всем земнородным, научив их в скорбных обстояииях жизни прибегати к Твоему милосердию и пети Тебе с любовию: Аллилуиа.

Икос 7

Храм нося и телесный весь осквернен, множество содеянных мною лютых, трепещу страшнаго Суднаго дне и молю: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, и яко Давид вопию Ти: Господи мои, Господи, услыши моление мое, внемли молитве моей и помилуй мя. Господи Боже мой, Твой семь аз, вразуми мя и жива будет душа моя. Господи Боже мои, пастырю мой, заблудих, яко овча погибшая, взыщи раба Твоего и спаси мя. Господи мой, Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 8

Страшнаго дне пришествия Твоего ужасаюся, Христе, и трепещу, яко имый множество согрешений, но Ты, Милостивый Боже, прежде конца обрати мя, поющего Тн: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был ecи любовь к падшим человеком, о Иисусе, и даровал еси им образ Твой Святый, ясно глаголющий всем в скорби и печали сущим, «приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Сего ради погибающий, со дерзновением молю Тя, Христе, сице глаголя:

Господи мой, Господи, хранителю мой, сохрани мя от врагов, нападающих на мя. Господи мой, Господи, в вышних живый и на смиренныя призираяй, призри на мя грешнаго и буди отрадой моей. Господи мой, Господи, спаси мя, утопающаго в пучине житейских искушений. Господи мой, Господи, да не смущается сердце мое и да не устрашается во исповедании имени Твоего. Господи мой, Господи, приими мя, яко мытаря, яко Хананея помилуй, помилуй мя по милости Твоей.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему, и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 9

Вси языцы, приидите, с любовию и трепетом поклонимся пречистому образу Спасителя мира, избавльшему нас от работы вражия и благодарственно вопием Ему, Победителю смерти и ада: Аллилуиа.

Икос 9

Весь пораженный проказою греховною, недоумеваю, како есть достойно величати Тя, о Владыко многомилостивый, но верою сердечною исповедую Тя, истиннаго Сына Божия, смиренно стою пред образом Твоим Святым, сице моляся: Господи Иисусе, Радосте моя, даждь ми, да возрадуюся о милости Твоей. Господи, Спасителю мой Преблагим, спаси раба Твоего от неверия и беззакония. Господи мой, Господи, Милость неизреченная, благодатию Твоею потреби гнев и сердце моем. Господи мой, Господи, чистота неописанная, чистоту сердца и ума даждь ми. Господи мой, Господи, одеяйся спевом яко ризою, освяти мя, печалями житейскими омраченнаго.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 10

Господи мой, Господи, Милосердый Спасителю мой, душу мою студными деяниями люте разслабленную воздвигни Божественным Твоим милосердием, якоже древле разслабленнаго при овчей купели, и на спасения стези настави ю, да поем Ти: Аллнлуна.

Икос 10

Царю Предвечный, Утешителю, Христе Истинный, очисти мя от всякия скверны, якоже очистил eси десять прокаженных и исцели мя, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхея мытаря, да воспою Ти, сице глаголя:

Господи мой, Господи, недуги наша приемый и болезни понесый, исцели болезни сердца моего. Господи мой, Господи Иисусе, Помощниче мой, помози ми, яко изнемогает душа моя oт скорби сея. Господи мой, Господи, очи давый слепому во еже видети, даждь ми око, да узрю кротость и терпение Твое. Господи долготерпеливый, избави душу мою от нечестиваго и спаси мя ради милости Твоея.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 11

Пение всеумиленное Тебе приносяща, и сокрушенным сердцем молящася, не презри мя, о Преблагий Владыко! Отврати убо лице Твое от грех моих! Но не отврати лица Твоего от раба поющаго Тебе: Аллилуиа.

Икос 11

Христе Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека грядущаго в мир, призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего и исправи жизнь мою по заповедям Твоим, и душу мою освяти, да принесу Ти молитву сице:

Господи Иисусе Христе, Ты Свет мира, светом Твоим осияй мя Господи мой, Господи, Ты источник жизни, даруй душе моей жизнь нетленную и утверди ю в заповедех Твоих. Господи Иисусе Христе, Ты Солнце правды, правдою Твоею согрей душу мою и озари ум мой. Господи мой, Господи, Ты наставник мой, научи мя творити волю Твою и любити Тя всем сердцем Господи мои, Господи, Ты отверзл eси очи слепому, отверзи и мне двери покаяния и, яко щедр, очисти вся грехи моя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

кондак 12

Благодатию Твоею всесильною, утверди сердце мое в вере, надежде и любви, даруй ми покаянием и неослабленным исполнением заповедей Твоих достигнуть Царствия Небеснаго, идеже с лики апостольскими воспою: Ти Аллилуиа.

Икос 12

Ты, Пастырю добрый, рекл еси всем, и скорби и печали сущим «Друзи Мои, Аз иду ко Отцу Моему и Отцу вашему уготовити место вам, но паки прииду и возьму вас к Себе, аще заповеди Моя соблюдаете». Сему благоговейно внимая, дерзну и аз, погруженный в лютую скорбь, приступити к Тебе, сице моляся: Господи мой, Господи, Милосердый Спасителю мой, спаси мя погибающаго. Господи мой, Господи, отжени от мене тучи неверия, зла и вражды и Духом Твоим Благим настани мя на путь правды. Господи мои, Господи, утешение души моем, утеши мя в печали сущаго. Господи Боже мой, имене ради Твоего, оживи мя и правдою Твоею изведи из печали душу мою. Господи, Царю Пресильный, помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

кондак 13

О, Премилосердый и Преблагий Господи Боже, Спасителю мой, пришедый в мир для спасения падшаго человека, не возгнушайся мене паче всех человек прегрешившаго и не отврати от мене лица Твоего, но призри на лютую скорбь и печаль души моея, исцели и утверди в Свете истины и любве, да поем Ти: Аллилуиа!

О Спасе мой Премилосердый, пришедый в мир для спасения — падшаго человека, взыщи мя погибаюшаю и благодатию Твоею душу мою освяти, тело очисти и жизнь исправи но эапо-ведем Твоим, да воспою Ти чистым сердцем: Аллилуиа.

О Спасе Moй Премилостивый, призри на раба Твоего, утопающаю в мори житейских искушений и бед, и, яко же древле Петра утопающа, спаси благодатию Твоею, освяти душу и утверди на стези заповедей Твоих, да чистым сердцем и усты вопию Ти с любовию: Аллилуиа

Далее читается 1-й икос и 1-й кондак

Всего храмов, посвященных Спасу Нерукотворному Образу, около 400 (с учетом пределов, посвященных ему).

Москва, Россия

Заиконоспасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа

Адрес: г. Москва, улица Никольская, дом 7, корпус 9, вход в арку.

Собор Спаса Нерукотворного Образа (Верхоспасский) в Кремле

Адрес: г. Москва, Кремль, Соборная пл.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Перове)

Адрес: г. Москва, Свободный проспект, дом 4а.

http://spas-perovo.ru

Зачатьевский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Адрес: Россия, город Москва, 2-й Зачатьевский переулок, дом 2, строение 19.

 

Санкт-Петербург, Россия

Храм Спаса Нерукотворного Образа г. Санкт-Петербург

Адрес: г. Санкт-Петербург, Конюшенная пл., д. 1

История образа Спас Нерукотворный

«Спас Нерукотворный» считается первым изображением Бога-сына, Спасителя, первой иконой, созданной самим Богом. Образ Спаса, явленный чудесно по Его воле – это «образ ипостаси» Божией. До Рождения Иисуса Христа иконы Бога не могло быть, так как Он невидим и непостижим. Воплощённый в Иисусе Христе, Бог явил людям своё лицо ради их спасения.

На 7 Вселенском соборе (787 г.) в иконоборческий период Нерукотворный образ приводился преподобными Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом в защите православия как основное доказательство воплощения второго лица Святой Троицы. Тогда иконопочитание было восстановлено, а в 842 г. Константинопольским Собором окончательно утверждено, в честь чего установили праздник Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста).

Первые упоминания об истории «Спаса Нерукотворного» восходят к 4 в..Подробное изложение создания образа и его почитания описал император Константин Багрянородный в середине 9 в. История явления Нерукотворного Спаса существует в вариантах восточного и западного преданий.

Более древнее восточное предание связано с персидским царём Авгарем, жившим в Едессе (ныне турецкий г. Шанлыурфа). Заболев неизлечимой болезнью, он отправил посланника Ханнана (Анания) с письмом к Иисусу. Царь просил прибыть Христа к нему и исцелить. Ханнану же приказал написать образ Спасителя в том случае, если Он откажется приехать в Едессу. Художник никак не мог написать портрет Иисуса из-за постоянного присутствия при Нём толпы людей. Увидев тщетные попытки Ханнана, Спаситель умылся и вытер лицо убрусом, на котором чудесно проявился Его лик. Это льняное полотенце с изображением и письменный ответ художник доставил Авгарю. Христос писал царю, что не может приехать, потому что должен выполнить свою миссию. В своё время Он обещал прислать в Едессу одного из учеников. Приложившись к убрусу, Авгарь получил облегчение своей страшной болезни. После Вознесения, когда апостол Фома по божественному повелению послал одного из 70 учеников Христа Фаддея в Едессу для проповеди Евангелия, царь крестился вместе со многими другими и окончательно исцелился. Воссылая своему Спасителю благодарения, Авгарь велел приклеить убрус на дерево и поместить икону над воротами в город вместо стоявшего там идола. Позже внук царя, отошедший от христианства, распорядился убрать изображение Христа. Но епископ города ночью закрыл нишу, где стояла икона, керамидой (доской из глины) и так сохранил святой лик. Об изображении забыли на 4 столетия, пока в 544 г. в осаждённой персами Едессе епископу города Евлалию не пришло во сне видение об образе Спаса Нерукотворного. Разобрав кирпичи, все увидели хорошо сохранившийся святой лик на плате, а также отпечаток изображения на керамиде. После крестного хода c иконой Спасителя по стене города персы ушли.

Есть и другой вариант происхождения первообраза. Когда Иисус молился в Гефсиманском саду об укреплении Его сил для выполнения своего предназначения, «был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Тогда один из учеников подал Христу льняной плат. Он утер лицо, и на убрусе остался отпечаток святого лика.

Спас Нерукотворный хранился в Едессе до 944 г. В обмен на мир едессяне отдали образ императору Роману, войско которого угрожало городу. Это было 15 августа. Со всеми почестями икону доставили в Константинополь в Фаросский храм Богоматери. В честь события установили праздник «Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа». Но постольку 15 августа отмечается Успение Пресвятой Богородицы, то Нерукотворный образ было решено почитать 16 августа (29 августа по н. ст.). В народе праздник получил название третьего Спаса. Значение его состоит в обретении святыни христианским миром. До этого она хранилась у мусульман.

Подлинный Спас Нерукотворный оставался в Константинополе до 1204 г., когда был похищен крестоносцами во время их очередного похода и утерян вследствие кораблекрушения. По другим источникам, первообраз Спаса Нерукотворного (Убруса) передали в генуэзский монастырь святого Варфоломея в 14 в.

Западное предание средних веков излагает другую версию появления святого образа. Благочестивая женщина Вероника, которая сопровождала Иисуса Христа во время Его крестного пути на Голгофу, дала Спасителю льняной платок утереть лицо. Так на платке чудесно появился Нерукотворный Спас. Отличительная особенность иконы «Плат Вероники» – терновый венец Иисуса. Образ хранится в соборе святого Петра в Риме. Некоторые исследователи выдвигают версию о том, что Нерукотворный Спас – это та же Туринская плащаница, вывезенная крестоносцами в Европу из Константинополя.

В иконографии Спаса Нерукотворного различают два вида образа: «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии». В «Убрусе» Иисус Христос изображается на фоне плата. В нимб вокруг головы вписан крест. Нимб позже стали разделять на 9 частей по числу ангельских чинов и вписывать 3 греческие буквы (начало слов «Я есть сущий») и сокращённое Иисус Христос (IС ХС). В Византии такой образ носил название «Святой Мандилион» (плащ), а на Руси «Спас Мокрая Брада». «Спас на чрепии» написан на фоне черепицы-керамиды или кирпичной кладки и назывался в византийской иконографии «Святой Керамидион». На древнейших иконах Спаса писали на чистом фоне.

В Русской земле образы Спаса Нерукотворного появились в росписи храмов, например Спасо-Мирожского собора 1156 г. и Спаса на Нередице 1199 г., а потом стали самостоятельными изображениями. По преданию, самый первый список «Убруса» принёс из Византии святой Феодор, первый епископ Суздальский. Распространение почитания Спаса началось в 14 в. со времени принесения списка из Константинополя московским митрополитом Алексием. Самой древней русской иконой считают новгородский двухсторонний список 12 в., хранящийся в Третьяковской галерее. Другой извод, редкая русская икона «Спас Ярое Око», изображает Иисуса, сурово взирающего на врагов православия. Она была написана в 1344 г., во время монголо-татарского ига, для Успенского собора Кремля и хранится там доныне. Этот святой лик был на знамёнах Дмитрия Донского во время Мамаева побоища на Куликовом поле, на военном флаге Ивана Грозного в 1552 г. при взятии им Казани. Его располагали в качестве защиты над входом в новые храмы.

С 17 в. в русской иконописи появляются изображения Иисуса Христа с терновым венцом, то есть по иконографическому типу «Плат Вероники».

В Государственном музее искусств Грузии хранится икона 7 в. «Анчисхатский Спас» – погрудное изображение Христа. Местное предание считает её первообразом Спаса Нерукотворного.

В русской иконописи образ Спасителя является самым распространённым. Спасская башня Кремля и её ворота названы так благодаря святому образу, который висел над воротами с 1647 г. до Октябрьской революции. Чудотворную икону принёс из Вятки (тогда г. Хлынов) и поставил в Кремлёвском Спасо-Преображенском соборе царь Алексей Михайлович. Список с образа поместили над Фроловскими воротами, которые были переименованы на Спасские, а другой извод отправили в Хлынов. В наше время в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря хранится копия Спаса Нерукотворного 19 в. Список, посланный во Вятку, тоже утрачен в 1929 г. С 2010 г. в Спасском соборе г. Киров (бывшая Вятка) находится точная копия Вятского Спаса Нерукотворного.

Знаменитый список образа Спаса хранится в Санкт-Петербурге в Спасо-Преображенском соборе. Это реликвия царской семьи. Его заказал Алексей Михайлович у иконописца Симона Ушакова. Святой лик передала Петру I его мать Наталья Кирилловна, и с тех пор русский царь не расставался с ней. Он поставил икону в деревянном дворце на Берёзовом острове – домике Петра Великого. Образ спасал Петра в боях, в том числе во время Полтавской битвы. Умирая, царь просил, чтобы эта икона была рядом с ним. Список с неё спас жизнь царской семье Александра III в 1888 г. во время крушения поезда под Харьковом.

В Свято-Борисоглебском храме женского монастыря с. Водяное Змиевского района Харьковской области находится чудотворная икона 18 в., обновившаяся в один момент при многочисленных свидетелях в 1997 г.

Образу Спаса Нерукотворного можно помолиться в любом православном храме. Молитва перед святой иконой помогает в исцелении души и тела, поисках праведного пути, укреплении сил в преодолении трудностей. Перед ликом Спасителя благодарят и просят, добровольно следуя по Его пути.

Среди известных храмов во имя Спаса Нерукотворного церковь на реке Сетуни в Москве при Кунцевском кладбище, в г. Пушкино Московской области, воздвигнутый в 1916 г. в честь 300-летия правления дома Романовых; храм 17 в. в Гиреево в Москве; собор 1898 г. в г. Павлоград Днепропетровской области (Украина); церковь, построенная в родовом имении Тютчевых с. Мураново Московской области в 1878 г. сыном поэта Иваном.

В церкви Спаса Нерукотворного 18 в. в Полтаве молился Пётр I и бывал Александр II.

Храм во имя Нерукотворного Спаса в Абрамцево Московской области 1882 г. создан по эскизу В. Васнецова, украшен авторскими иконами И. Репина, В. Васнецова, В. Поленова. И.Репин написал для церкви образ Спаса.

Храмов во имя Спаса Нерукотворного чрезвычайно много, и это свидетельство исключительной роли Его образа в православии.

Это издревне любимийшее изображение на Руси, именно его изображали на знаменах войск, идущих на битву с неприятелем.

Икону Спаса Нерукотворного можно подарить любому православному человеку на любой праздник.