28 июля – День памяти Святого равноапостольного князя Владимира, День крещения Руси

Опубликовано: 28.07.2020

фото икона святого равноапостольного князя Владимира гальванопластика холодная эмаль серебро золото1 июня 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», согласно которому 28 июля стал отмечаться День Крещения Руси, когда Русская Православная Церковь чтит память равноапостольного князя Владимира.

Святой князь Владимир почитается церковью в лике равноапостольных. Подвиг его как крестителя Руси равен подвигу апостолов, показавших язычникам силу христианской веры и преобразившим жизнь уверовавших во Спасителя. Хотя христианство в Киевской Руси существовало наряду с поклонением идолам и до 10 в., но только при Владимире Крестителе оно стало официальной государственной религией. Истоки письменности, культуры восточных славян, гуманных принципов семейных и общественных отношений на Руси следует искать в православной христианской вере.

Киевский князь Владимир Святославович родился около 960 г. Матерью его была Малуша, ключница бабушки — княгини Ольги. По некоторым источникам, она приходилась дочерью древлянскому князю Малку, казнённому Ольгой в отместку за убийство Игоря. В детском возрасте ко Владимиру приставили воспитателем воина Добрыню, брата Малуши. Перед тем, как выступить в поход на Балканы в 970 г., киевский князь Святослав Игоревич разделил земли Руси между тремя сыновьями. Ярополка посадил в Киеве, Олега — в Овруче, Владимира — в Новгороде.

В 972 г. князь погиб, и братья стали самостоятельно править в уделах. Вскоре между Ярополком и Олегом началась вражда. Киевский князь убил брата и захватил его древлянские владения. Узнав о кровавых событиях, Владимир покинул Новгород и спасся «за морем» у варягов. В 978 г. он с наёмным варяжским войском отвоевал у Ярополковых посадников Новгород, покорил Полоцк, бывший самостоятельным княжеством и не подчинявшийся в то время Киеву, взял в жёны княжну Рогнеду (дочь полоцкого князя) и отправился в киевские земли. Киев был завоёван, а Ярополк убит. Жену Ярополка Владимир забрал в наложницы.

Так началось княжение будущего святого равноапостольного Владимира в Киевской Руси. Расширяя границы государства, он присоединил к русским землям Галицию, владения болгар на Каме, покорил радимичей и вятичей, успешно воевал с печенегами.

Дальнейшее укрепление Руси князь планировал осуществить с помощью религии. Недалеко от княжеского двора на Старокиевской горе, как описывает «Повесть временных лет», поставили языческих идолов, которым приносили и человеческие жертвы. Однажды после удачного похода Владимир решил отблагодарить языческих богов. В качестве жертвы выбрали юношу Ивана, сына варяга-христианина Феодора. Отец отказался подчиниться воле князя. Тогда толпа язычников разрушила жилище Феодора, а сам он вместе с Иваном погиб под руинами. Это событие надолго запечатлелось в памяти Владимира и впоследствии сыграло свою роль в выборе им вероисповедования.

Со временем князь понял, что в исторически сложившихся условиях язычество не та религия, которая объединит народ и сделает государство сильнее. Летописное предание повествует об «испытании вер», которое предпринял Владимир, обдумывая решение об избрании для Руси вероисповедания. Он принял послов от волжских болгар (или мусульман), латинян (католиков), хозарских иудеев и от Константинопольского патриарха Николая Хрисоверга. Великого князя заинтересовал лишь рассказ греческого философа о старозаветных событиях и Евангелии. Грек показал правителю Киевской Руси икону Страшного суда, которая впечатлила князя. Чтобы лучше оценить преимущества религий, после совета с боярами Владимир решает послать во все концы мира послов. Вернувшись после исполнения воли князя в Киев, в качестве наилучшей для Руси веры посланцы советовали греческую, к тому же и мудрая княгиня Ольга в своё время выбрала её.

Далее летопись говорит о завоевании Владимиром Херсонеса (Корсуня), принадлежавшего Византии. Захваченный город князь обещает отдать взамен за возможность взять в жёны царевну Анну, сестру византийских императоров Константина и Василия. Те дают согласие, боясь захвата русичами Константинополя, но требуют крещения Владимира. Князь ответил согласием. Анна прибыла в Херсонес вместе со священниками. В это время Владимир вдруг потерял зрение, но при крещении случилось чудо: князь прозрел. Вступив в брак с Анной, он возвратился в Киев. Херсонес вернул Константинополю, прежде построив в городе храм Иоанна Крестителя. Среди историков существует также точка зрения, что князь крестился на Руси, а «Корсуньская легенда» — лишь фольклорная версия.

Прибыв в Киев, великий князь (в крещении Василий) крестил семью, двор, многих бояр. А в назначенный им день 1 августа 988 г. с помощью первого митрополита Киевского Михаила и священнослужителей массово крестил на Днепре (по другим источникам в устье реки Почайны, притока Днепра) киевлян. Христианизация государства проходила несколько десятков лет. Раньше всего — в княжеских городах и Поднепровье, и в 11 в. — на северо-востоке Руси.фото икона святого равноапостольного князя Владимира гальванопластика серебро золото деревянная рама

Принятие православия сопровождалось разрушением языческих капищ и строительством деревянных храмов. На месте почитания Перуна соорудили храм святого Василия. Там, где приняли мученическую смерть за веру варяги Феодор и Иван, византийские мастера построили каменную церковь Пресвятой Богородицы, позже названной Десятинной в связи с введением Владимиром десятины —10-ой доли всех доходов, которые отдавал князь и каждый на Руси для содержание церкви. В стенах этого храма были написаны Житие княгини Ольги, сказания о мучениках Феодоре и Иване, о крещении Владимира после взятия Корсуня, первоначальный вариант Жития Бориса и Глеба. Считается, что здесь возникло русское летописание.

Для подготовки священнослужителей князь распорядился посылать детей знати на обучение, а священникам — рассказывать люду о Евангелии и учить его грамоте. Церковные службы в созданных храмах велись на старославянском языке по книгах, переведённых с греческого в 9 в. равноапостольными Кириллом и Мефодием. Таким образом, храмы стали своеобразными школами для неграмотных обитателей огромной страны. На окраины государства – на Волгу и Двину, к печенегам и половцам – князь отправлял своих проповедников. Через несколько лет в конце 10 в. Русь имела уже своих епископов и других служителей, русские люди приобщились к передовой культуре христианских государств.

Православная Церковь на Руси получила от Владимира полномочия вершения суда по делам брака и семейных отношений, нравственности, ведовства, преступлений священнослужителей.

Крестившийся святой равноапостольный князь строго придерживался в жизни заповедей Христа, был милостив к подчинённым. На великие праздники устраивал трапезы для людей всех сословий, щедро раздавал милостыню беднякам, больным, смягчил наказания преступников.

Для укрепления политической власти Владимир стал печатать в Киеве золотую и серебряную монеты, на которых изображали его восседающим на троне.

Войны князь прекратил и построил на окраинах страны крепости, соединённые оборонными линиями. Стараясь собрать власть в руках одной семьи по византийскому образцу, Владимир роздал уделы своим 12 сыновьям, но не все из них покорялись отцовской воле. В летописях упоминается заговор Святополка. Владимир раскрыл его, епископа Рейнберна, подстрекавшего князя против отца, казнил, а самого Святополка и его жену, польскую княжну, посадил под надзор. В 1014 г. против отца пошёл и Ярослав, новгородский князь, отказавшийся платить Киеву дань и десятину. Владимир собрался в поход на Новгород, но 15 июля 1015 г. внезапно умирает в селе Берестово под Киевом. Похоронили князя в Десятинной церкви.

Мощи его положили в саркофаге посреди храма. Войско Батыя в 13 в. Десятинную церковь разрушило, и мощи остались под её обломками. Нашёл их киевский митрополит Петр Могила в начале 17 в. Часть мощей была положена в Успенский собор Киево-Печерской лавры, а другая часть – в Свято-Успенский собор в Московском Кремле. Во время Великой Отечественной войны мощи из лавры, пребывавшие временно в Ленинграде, пропали. Московскую реликвию в 1989 г. передали Ростовскому и Новочеркасскому митрополиту, будущему митрополиту Киевскому Владимиру (Сабодану), и он поместил её в ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. В 2005 г. частичку их них вернули в Киево-Печерскую лавру. Часть мощей есть в Московском кафедральном соборе Христа Спасителя. Некоторые историки высказывают сомнения в принадлежности найденных в 17 в. мощей святому равноапостольному князю Владимиру.

Празднование Владимиру Крестителю установил его потомок Александр Невский после Невской битвы в 1240 г., когда победа была одержана заступничеством Владимира. Но в народе почитание князя началось уже в первое столетие после его кончины, а в церквях святого Владимира поминали вместе с мучениками Борисом и Глебом. Память святого равноапостольного князя Владимира отмечается 28 июля н.ст., в день его смерти.

Молитва равноапостольному великому князю Владимиру

О великий и преславный угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире, святое и великодейственное орудие всеблагаго Промысла о спасении народа российскаго! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв святое крещение, просветил еси светом Божественной веры и благочестия страну Российскую. Славяще убо благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим и благодарим тя, великий пастырю и отче наш, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы, тою же верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства, тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования небеснаго блаженства. Ты еси первейший наш вождь к Начальнику и Совершителю нашего вечного спасения, Господу Иисусу Христу, ты еси ближайший предстатель пред Престолом Царя царствующих и теплый молитвенник и ходатай о стране нашей и о всех людех, ты еси первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нас. И что еще речем? Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний твоих, излиянный на нас недостойных. Но, о неразумия и ослепления нашего! Приемше толикая благодеяния, ни во что же вменихом я и отщетихомя спасительных плодов твоих. Омывшеся бо от греха в купели крещения и облекшеся в одежду чистоты и невинности, осквернихом сию благодатную одежду студеными деянии и помышлении нашими. Отрекшеся сатаны и ангелов его, паки порабощаемся ему, служаще идолом страстей наших, миру, плоти и злым обычаем века. Сочетавшеся Христу, выну оскорбляем Его беззаконии нашими, многообразными язвами гордости, зависти, злобы, злословия, невоздержания и презорства ко Святей Церкви. Прилепи­хомся всецело к суетным благом, аки мняще во веки пребывати на земли, не помышляем о небе, о душе, о смерти, о суде, о нескончаемей вечности. Сего ради воздвизаем на ся праведный гнев и осуждение Божие, купно же оскорбляем и преогорчеваем твою отчую любовь и попечение о нас, ты бо просветил еси нас святым крещением, во еже способствовати нам к получению небеснаго блаженства и земнаго благоденствия, мы же неразумнии злым произволением нашим сами себе подвергаем адовым мукам и временным бедствием! Но, о всеблагий отче и просветителю наш, милостив буди к нашим немощем, долготерпелив ко грехом и неправдам нашим, умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, имиже весть судьбами. Да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже узрети нам бездну погибели, в нюже стремимся, оставити стези нечестия и заблуждений, обратитися же на путь спасения и истины, неуклонно исполняти заповеди Божии и уставы Святыя Церкве. Моли, благосерде, Чело­веколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменников, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней, и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да сохранит в судящих и начальствующих правду и милость, да даст духовным пастырем непорочность жития и ревность о спасении пасомых, всем же людем усердие в исполнении своих обязанностей, взаимную любовь и единомыслие, стремление ко благу отечества и Святыя Церкве. Да распространит свет спасительныя веры в стране нашей, во всех концех ея, да обратит к правоверию неверующих, да упразднит вся ереси и расколы, да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Тропарь равноапостольного великого князя Владимира

глас 4

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера,/ славнодержавный Владимире,/ на высоте стола седя матере градов,/ богоспасаемаго Киева:/ испытуя же и посылая к Царскому граду/ уведети православную веру,/ обрел еси безценный бисер - Христа,/ избравшаго тя, яко втораго Павла,/ и оттрясшаго слепоту во святей купели,/ душевную вкупе и телесную./ Темже празднуем твое успение,/ людие твои суще,// моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

Тропарь равноапостольного великого князя Владимира

глас 1

Яко начальнику Крещения/ и кореню веры Божественныя,/ идолов разрушителю,/ блаженне княже Василие равноапостольне, вопием ти:/ слава вразумльшему тя Христу Богу,/ слава освятившему тя Крещением Своим,/ слава просветившему тобою всю страну Русскую.

Ин тропарь равноапостольного великого князя Владимира

глас 8

Правоверия наставниче/ и всея Руси просветителю,/ благочестивый великий княже Владимире,/ святым Крещением всех просветил еси/ и церкви многи славны украсил еси,/ о премудре Василие,/ Христа Бога моли спастися душам нашим.

Кондак равноапостольного великого князя Владимира

глас 8

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире,/ вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль,/ яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею,/ и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя,// моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Ин кондак равноапостольного великого князя Владимира

глас 8

Изрядному воеводе и правоверному,/ благодарственная восписует ти вся Русь, Василие, имущи тя начальника и заступника,/ яко избавил еси нас от всякия скверны и лести, темже ти вопием:/ радуйся, великий княже Владимире преблаженне.

Ин кондак равноапостольного великого князя Владимира

глас 4

Отеческу прелесть, идолы, яко суетни, отверг,/ Христа, всех истиннаго Бога, Царя и Благодателя, познал еси./ Темже и люди, изрядны Тому, святым Крещением просветил еси,/ преславне Владимире./ Сего ради почитаем тя,/ яко Троице служителя,/ Христа моли даровати нам велию милость.

Величание

Величаем тя,/ святый равноапостольный княже Владимире,/ и чтим святую память твою,/ идолы поправшаго// и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго.

Святой князь Владимир, моли Бога о нас!