Икона Господа Вседержителя, Икона Божией Матери «Заступница» и икона Иоанна Крестителя покрыты серебром и золотом методом гальванопластики. Рамка и основание выполнены из дерева, фон сделан из темно-синего бархата.
Размер каждой из икон: 18,5 х 29 см.
Деисус – образ, на котором в центре изображается Иисус Христос в одном из торжественных обликов, по правую и по левую руку от Спасителя в традиционной трехчастной композиции изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча.
В России Деисусы в качестве отдельных икон или иконостасов располагаются в качестве центрального элемента красного угла в домах.
Деисус – образ, на котором в центре изображается Иисус Христос в одном из торжественных обликов (Царь Царей, Пантократор, Великий Архиерей, Спас в Силах), по правую и по левую руку от Спасителя в традиционной трехчастной композиции изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча. Другие канонические изображения могут также содержать образы святых, апостолов, ангелов и архангелов.
В догматическом значении трехчастный Деисус раскрывает образ Христа в качестве Судии и Небесного Царя на Страшном Суде, а Иоанн Креститель и Богоматерь, изображаемые повернутыми к Спасителю со сложенными руками, предстательствуют перед ним за благополучие праведников и рода человеческого. Контекст иконы чаще всего в таком прочтении имеет выраженный эсхатологический или евхаристический характер.
В канонических изображениях и развитии образа Деисус, где присутствуют изображения святых, апостолов и небесных посланников, икона может отражать единый образ церкви, как земной, так и небесной.
Сам термин Деисус (на греческом деисис/деисес) переводится с греческого как «прошение» или «моление» и в рамках церковной традиции трактуется как моление святых перед Христом за человеческий род в час Страшного Суда. Иисус предстает в царских одеждах, он восседает на троне и облечен властью судить человечество за грехи земной жизни, а святые обращаются к нему с молитвой о снисхождении и милосердии.
Первое упоминание о трехфигурном Деисусе в качестве отдельного типа иконы находится в диатаксисе, где Михаил Аттилат говорит о наличии Деисуса в качестве центрального элемента византийского темплона.
Один из первых образов Деисуса имеет еще более раннее происхождение – в церкви Санта-Мария, расположенной в Риме, имеется трехфигурное изображение Деисуса на фреске, но Иоанн Креститель изображен там с указующим жестом, а не в принятой позже молитвенной позе.
В послеиконоборческий период образ Деисуса встречается в качестве важного элемента церковной росписи по всей Европе – в Париже, в Святой Софии, в Киеве, в Грузии, Каппадокии, в храмах и монастырях на территории Греции.
Зародилась деисусная композиция в рамках византийской традиции как элемент убранства церковной преграды-темплона, свое развитие Деисус нашел на Балканах, где образы многих церквей и монастырей писались греческими мастерами, а затем и на Руси.
В русской традиции образ получил развитие, был дополнен и расширен, классическим примером можно считать Деисус Успенского Собора во Владимире, который писался Андреем Рублевым и Даниилом Черным (ок. 1408 г.) и состоит из тридцати икон, центральной из которых остается торжественный облик Спасителя. На Руси Деисус превратился в деисусный чин и стал одним из рядов в высоком иконостасе.
Помимо прочего, на Руси получил распространение образ Деисус под названием Предста Царица, который исполняется в качестве единой иконы с изображением Христа и Богоматери в царственных одеждах, одесную Спасителя также располагается Иоанн Предтеча или популярный на Руси Николай Чудотворец.
Предста Царица, также распространенная на Балканах, там сливается с другим иконографическим образом – Архиерей Великий.
С XIV века Деисус на Руси становится существенным самостоятельным элементом иконографической традиции и получает широкое распространение в различных типах и формах изображения, занимает место не только в рамках высокого иконостаса, но также может изображаться на фресках и иконах в различных частях церквей.
Наиболее старинным считается трехфигурный Деисус (триморф), где изображается Спаситель в царственных одеждах, на троне или стоящим, поддерживающий евангелие левой рукой, правой же благословляющий. Справа от Спасителя располагается Богоматерь в образе Агиосортисса (Заступница), слева – Иоанн Предтеча, которые обращаются с молитвами к Христу. У Богоматери и Иоанна Крестителя могут быть изображены свитки, на которых начертаны их молитвы. Образ Богоматери-Заступницы имеет собственное важное значение – только в этом варианте изображения она предстает без младенца.
Триморф мог исполняться в виде иконы, мозаики, фрески, в качестве трех отдельных изображений или единого.
Яркие примеры трехфигурного Деисуса:
Большее распространение на Руси получил многофигурный Деисус, где изображаются во множестве святые и небесные посланники, предстательствующие перед Спасителем за человечество. На этом образе святые изображаются в рамках установленного иерархического порядка.
Известен Деисус из пяти фигур Лимбургской ставротеки, где за Богородицей (расположенной слева) предстает архангел Михаил, а за расположенным справа Иоанном Крестителем – архангел Гавриил. Деисус «седмица», представленный, например, на паперти Новгородского Софийского Собора, помимо архангелов, за ними изображает также апостолов Петра и Павла.
С конца четырнадцатого и начала пятнадцатого века в рамках развития иконографии на Руси появляются Деисусы из девяти и более фигур. Иконостас Благовещенского Собора являет за апостолами святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, за ними – великомучеников Дмитрия и Георгия.
Упомянутый Деисус из Успенского Собора во Владимире включает тридцать отдельных икон, изображающих Спасителя, Богоматерь, Иоанна Предтечу, святых и архангелов.
Отдельное прочтение находит Апостольский Деисус, на котором молящими перед Христом изображаются его двенадцать учеников. Этот образ рассматривается не только в контексте Страшного Суда, но также как отражение церкви земной и небесной.
В Апостольский Деисус могут включать или не включать небесных посланников, ангелов и архангелов, апостолы также могут отражаться в полном составе или лишь некоторые из них.
Одно из старейших известных изображений, которое сейчас трактуется как Апостольский Деисус – мозаика апсиды из церкви Сан-Лоренцо, расположенной в Милане (VI век).
В России Апостольский Деисус не был распространен в период расцвета иконографии XIV века, но находит свое воплощение в веке семнадцатом, примером может служить иконостас из церкви Покрова в Филях.
Распространенный на Руси и на Балканах образ Предста Царица (Предста Царица одесную Тебе) или Царский Деисус – изображает Христа на троне в царских одеждах, ему за троном могут сопутствовать архангелы, по правую руку располагается Богородица в царских одеждах и короне, по левую руку – Иоанн Креститель с руками, сложенными в молитве (может быть со свитком молитвы). Спаситель изображается с посохом или жезлом и Евангелием.
Предста Царица считается творением поздней Византийской иконографии, этот образ получил широкое прочтение и на Руси.
Один из первых образов Предста Царица можно найти в македонском монастыре Трескавец (роспись около 1334-1343 годов).
В России известна икона Успенского Собора в Московском Кремле (создана в XIV веке).
В русской иконописной традиции Деисус Предста Царица может выступать малым элементом других изображений. Само название типа относится к литургическому тексту 44-го псалма, по которому имеется истолкование о Богоматери-Царице.
Ангельский Деисус – отдельный образ, на котором по правую и левую руку Христа Эммануила предстают архангелы Михаил и Гавриил.
Все изображения Деисуса также делятся на три большие категории:
Триморфы и Апостольские Деисусы в рамках византийской традиции располагались в качестве центрального элемента темплона – архитрава невысокой преграды, которой отделялся алтарь в византийских храмах. Кроме того, разнообразные варианты Деисуса использовались как надвратные иконы и иконостасы, росписи, фрески, элементы алтарных частей и другого церковного убранства.
В России Деисусы в качестве отдельных икон (например, Предста Царица) или иконостасов располагаются в качестве центрального элемента красного угла в домах. При этом в домашних иконостасах образ Иоанна Крестителя часто может заменяться особо почитаемым на Руси образом Николая Чудотворца (Мирликийского).
В рамках оформления церковного убранства по русской традиции, многофигурный Деисус и Деисус-триморф являются центральной частью высокого иконостаса, также отделяющего алтарную область церкви – именуется этот элемент Деисусный чин.