Икона Господь Вседержитель на троне 18,5 х 29 см
Наведите для увеличения

Икона Господь Вседержитель на троне 18,5 х 29 см

Артикул. ВД-13 В наличии
Количество:   
11900 руб.
Вид иконы: Спаситель
Формат: 18,5х29см
Материал: дерево (ясень), медь, золочение, серебрение
Бесплатная доставка по России

Икона Господь Вседержитель на троне сделана из медной основы и покрыта серебром и золотом методом гальванопластики. Рамка и основание выполнены из дерева и покрыты лаком. Фон сделан из темно-синего бархата.

Икона Господа Вседержителя, также именуемая Пантократор воплощает сущность божественного и человеческого статуса Спасителя как Царя Царей и Великого Судии.

Спас на престоле или Господь Вседержитель на троне – канонический и распространенный вариант изображения Пантократора. Спаситель в данном случае изображается на престоле, в полный рост, в царских одеждах, как Царь Царей и Небесный судия. По каноническому изображению правая рука Христа сложена в благословляющем жесте, левая же держит открытое Евангелие.

Информация об иконе Икона Господь Вседержитель на троне 18,5 х 29 см

Господь Вседержитель – образ, который имеет огромное значение для русской традиции иконографии и занимает отдельное важное место в общехристианской традиции написания икон. Икона Господа Вседержителя, также именуемая Пантократор воплощает сущность божественного и человеческого статуса Спасителя как Царя Царей и Великого Судии.

Догматическое значение образа

В качестве одного из самых значительных образов православия, изображение Господа Вседержителя опирается на неоднократные упоминания одного из самых торжественных имен Бога в Писании – Пантократор или Господь Вседержитель неоднократно встречается в Ветхом и Новом Завете. Обозначение демонстрирует истинное могущество и всеобъемлющую власть Бога как всесильного царя, владыки над смертью, Отца всего сущего, верховного Судии.

В догматическом значении Спаситель в качестве Господа Вседержителя предстает в качестве Верховного Судии на Страшном Суде (упоминание присутствует в Откровении Иоанна Богослова). В таком облике Христос приходит свободно и торжественно в Втором Пришествии. Также данный образ имеет сутью своей смысловой нагрузки Боговоплощение (вочеловечивание божественного), в рамках которого выражается человеческая и божественная сущность Христа, способность Господа воплотить, создать, привести в свой мир все, что и является основной прерогативой божественного. Спаситель становится Царем Царей, правителем земным, владыкой над всеми людьми, Господь является создателем мира и всего сущего – объединение небесного и земного образов власти. Образ Пантократора может быть широко обозначен и переведен как Властитель Сущего (всего), Правитель Мира. Суть догматического значения, в общем – Господне всемогущество.

Варианты изображения и история

В образе Господа Вседержителя на иконе Спаситель изображается восседающим на престоле, или в рост, одна рука (левая) его поддерживает раскрытое или закрытое Евангелие (иногда молитвенный свиток), другая (правая) может изображаться в благословляющем жесте или указующей на строки Евангелия. Спаситель изображается в традиционных торжественных одеждах, с нимбом. Икона может быть ростовой, поясной, погрудной, оплечной. Могут различаться изображения благословляющей десницы и перстоположения.

Поясное изображение считается наиболее древним – относится к VI веку, встречается в египетском синайском монастыре Великомученицы Екатерины в качестве энкаустической иконы, которую написали в Константинополе и передали в монастырь в качестве дара от императора Юстиниана. Эта икона считается одним из старейших изображений Христа и имеет большое значение для образа Пантократора и для искусства иконографии в целом. Христос Пантократор из Синайского Монастыря считается каноническим поясным изображением Господа Вседержителя, в иконе была применена техника изображения глаз Спасителя, которые не имеют бликов и отражений, поскольку сами испускают свет божественный (позднее эта техника стала канонической для изображения Спасителя и святых).

Также в VI веке были созданы византийские монеты с каноническим изображением Вседержителя.

Христос в образе Царя Небесного, окруженный свитой ангелов и архангелов – еще один распространенный вариант воплощения образа. Таким он предстает, например, в куполе собора Святой Софии в Киеве (1045 год). В качестве медальона с надписью, образ Вседержителя, окруженного небесными чинами можно найти в Палатинской капелле (Палермо – 1146 год).

У Дионисия Фурноаграфиота в «Ерминии» предписывается изображение образа Господа Вседержителя в куполе с отражением надписей Второзакония, текстов, книги пророка Исайи, а «Вседержитель» вносить первым из числа имен Иисуса Христа на иконах (XVIII век).

В русской традиции Вседержитель также изображается в медальонах на куполе, и по окружности медальона идут свитки с цитатами из Писания. Пример – церковь Спаса в Новгороде на Ильине улице, расписанная Феофаном Греком.

Господь Вседержитель на троне

Спас на престоле или Господь Вседержитель на троне – еще один канонический и распространенный вариант изображения Пантократора. Спаситель в данном случае изображается на престоле, в полный рост, в царских одеждах, как Царь Царей и Небесный судия. По каноническому изображению правая рука Христа сложена в благословляющем жесте, левая же держит открытое Евангелие.

В рамках данной иконографии существует вариант, содержащий символическое значение превосходства власти небесной и духовной над властью светской. Такое изображение называется Спасом Мануила или Златой Ризой.

По легенде, первый вариант такой иконы был создан императором Византии Мануилом I Комнином. Мануил писал классическое изображения Спасителя на престоле, но в ходе написания картины у него вышел спор с одним из православных священников Константинополя, которого базилевс в назидание приказал наказать. Ночью правитель увидел сон, в котором Христос повелевал ангелам наказать самого Мануила за недозволенное вмешательство в церковные дела.

Поутру Комнин обнаружил, что тело его изранено, а на иконе Спаситель вместо благословляющего жеста правой десницей указывает на подходящие случаю строки Евангелия от Иоанна («Я свет миру, кто последует за Мной…»). Так родился один из известных образов Спаса на престоле, а Мануил стал ценить божественное превыше царского.

Еще один распространенный вариант Господа Вседержителя на троне – Спас в Силах. В рамках данного изображения Спаситель предстает в качестве Царя Царей Второго Пришествия. Вседержитель, восседающий на престоле, окружен небесными силами. На изображении красный ромб отражает божественный огонь, что вложен в круг синего цвета, символизирующий Царство Небесное, наполненное бесконечной благодатью. Синее Царство Небесное, что соткано из ангельских чинов, в свою очередь вписано в прямоугольник красного цвета, отражающий Царство земное, представленное изображенным по углам животными-символами евангелистов, что ведут проповедь по каждую из четырех сторон света.

Расположение

В храмах Господь Вседержитель располагается на самых торжественных местах – в качестве центральной росписи купола, в алтарной части, может служить элементом деисусного чина высокого иконостаса. Также Вседержитель может быть отдельной иконой, расположенной на почетном месте храма.

В домашних иконостасах Господь Вседержитель должен находиться обязательно и считается, что должен он занимать центральное место в красном углу.