4 ноября – празднование Казанской Иконы Божией Матери, установлен в память освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков в 1612 году. Вначале это был лишь московский и казанский праздник, а с 1649 года он стал всероссийским.
История чудотворной Казанской иконы – это история её прообразов, в разное время являвших чудеса и ограждавших Россию от врагов. Обретение лика Казанской Пресвятой Богородицы состоялось 8 июля (21 июля по новому летоисчислению) 1579 года, после того как во сне дочке казанского стрельца Онучина Матрёне было видение. Божья Матерь просила девочку сообщить властям и священнику о Её иконе, находящейся на пепелище их дома и спрятанной под печкой. Сначала родители, а потом священники не поверили ребёнку. А когда сон с явлением Богородицы трижды повторился, и Пресвятая Дева предупредила девочку о гибели в случае, если никто не захочет искать икону, Матрёна сама нашла и раскопала образ Богоматери в указанном месте. Крестным ходом святыня была перенесена в церковь Николы Тульского, а по отправлении молебна – в Благовещенский собор. Во время хода и службы икона Богородицы впервые явила свои чудеса: прозрели двое слепых. Все эти события описал Казанский митрополит Ермоген (бывший священник Никольской церкви и будущий патриарх Московский). Архиепископ с воеводами заказали список с найденного образа и отправили Ивану Грозному. Царь повелел построить на месте обретения лика Богородицкий женский монастырь, настоятельницей которого после пострига со временем стала Матрёна. Здесь до 1904 года и хранилась икона Казанской Божьей Матери.
В истории Русской Православной Церкви, кроме исцелений и других милостей, известны случаи Её своевременной помощи защитникам Отечества в решающие моменты сражений с врагами. Среди множества существующих списков наиболее чтимы так называемые Московский и Санкт-Петербургский.
Влияние московского списка Казанской иконы на ход исторических событий впервые проявилось во времена Смуты, когда русский престол оказался под угрозой перехода в руки поляков. Патриарх Московский и всея Руси Ермоген, находясь под стражей в Чудовом монастыре во время захвата Москвы врагами, сумел отправить послание в Нижний Новгород, чтобы поднять ополчение против польских самозванцев. Восстание возглавили купец Минин и князь Пожарский. Казанские дружинники, присоединившиеся к нижегородцам, принесли с собой список иконы Казанской Богоматери и вручили Пожарскому. В это время в Кремле пребывал архиепископ Арсений, приехавший из Греции. Во сне к нему явился Сергий Радонежский и сказал, что предстательством Богородицы восставших ожидает победа. 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года был взят Китай-город, а 25-го осаждающие вошли в Кремль, неся впереди чудотворную икону. В память этой победы над поляками был установлен в Москве праздник почитания иконы Казанской Божьей Матери. С 1649 года по приказу царя Алексея Михайловича этот праздник, вместе с 8 июля – обретением иконы, совершают по всей России, а икона Казанской Божьей Матери считается покровительницей дома Романовых.
После освобождения Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский поместил икону в свою приходскую церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы, что в Москве на Лубянке. Позже князь построил на свои средства на Красной площади Казанский собор и в 1636 году собственноручно перенес туда святыню. В 1936 году собор был разрушен, и список иконы Казанской Божьей Матери хранился в московском Богоявленском Патриаршем соборе. С 1993 года после восстановления Казанского собора святой образ снова находится здесь.
Второй, Санкт-Петербургский список Казанской иконы, – это тот самый, который был подарен Ивану Грозному. В 1721 году святыня была перенесена Петром Первым из Москвы в новую столицу Санкт-Петербург и расположена в церкви на Васильевском острове. Затем отдана в Александро-Невскую лавру. В 1737-ом икону поставили в деревянный храм Рождества Богородицы. При Александре Первом в 1811 году был сооружён Казанский собор. В день его освящения сюда перенесли образ Казанской Божьей Матери. В 1812 году главнокомандующий российской армией Михаил Кутузов молился перед святым ликом, когда уезжал в действующую армию. Накануне Бородинской битвы его благословили чудотворной иконой Казанской Богоматери. Прах великого полководца, под предводительством которого одержана победа над Наполеоновскими войсками, покоится в Казанском соборе.
В блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны священники с прихожанами совершили крестный ход с иконой Казанской Богоматери, и это помогло ленинградцам выстоять в сложное время.
С 19 века точно не было известно, где находится явленная икона Казанской Божьей матери. Хотя считалось, что она хранится в месте обретения, Богородицком монастыре. 29 июня 1904 года святой образ был похищен из монастыря вместе с ликом Спасителя молодым крестьянином и, с его слов, уничтожен, а дорогой оклад продан. Так как показания похитителя не раз менялись, то возникли предположения, что святая икона была перепродана за большие деньги старообрядцам. По другой версии, вор украл не оригинал, а копию. Оригинал настоятельница монастыря (из-за нескольких попыток кражи святыни) на ночь прятала, заменяя его списком с иконы. Некоторые искусствоведы на основе изучения сохранившейся иконы не подтверждают эту версию.
Икона Казанской Божьей Матери особо почитается в православии, о чём свидетельствуют большее количество списков, чем с других образов Богоматери. Ярославская, Каплуновская,Тобольская, Вышенская – только самые известные из них. Например, перед святыней из с. Каплуновка Харьковской области молился Пётр Первый с войском накануне победоносной Полтавской битвы. Ярославская Казанская Богородица помогла отстоять город от врагов в 1609 году. Большинство списков святого лика было создано в 17 веке. Только одна Третьяковская галерея хранит иконы, написанные царскими иконописцами Оружейной палаты, Строгановскими мастерами, Прокопием Чириным.
Интересна история «Ватиканского» образа Казанской Божьей Матери. Святой лик попал в частную коллекцию писателя Фредерика Хеджеса в 1950 году. В 1993 году икона была подарена папе Иоанну Павлу II, а в 2004 году делегацией Ватикана доставлена в Москву и размещена в резиденции Патриарха Алексия II. В 2005 году Святейший передал икону Казанской епархии, и её поместили на место обретения в Крестовоздвиженский храм Казанского Богородицкого монастыря. Специальная комиссия установила, что икона является списком 18 века, сделанном московскими мастерами.
Особо чтимые списки Казанской иконы Божией Матери находятся в:
- Богоявленский собор в Елохове (http://www.elohovosobor.ru) Здесь хранится особо чтимый список Казанской иконы Богоматери, прежде находившийся в Казанском соборе на Красной площади, который был разрушен в в 1936 году. Именно перед этим списком молилось ополчение, собранное Мининым и Пожарским на борьбу с польскими захватчиками.
- Собор Казанской иконы Божией Матери (http://kazanski-sobor.ru)
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Тропарь, глас 4
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, и же в напастех и скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Кондак, глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы: ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.