Арсений родился в столице великой империи, в Риме. Произошло это в 354 году. Семья мальчика была обеспеченной и благочестивой, Арсений получил хорошее образование и воспитывался как настоящий христианин. С детства он отличался хорошей памятью и незаурядным умом, поэтому учился с большой охотой. Уже в отрочестве он прекрасно владел греческим языком, хорошо знал латынь и прочитал все самые известные сочинения выдающихся философов и риторов. Но изучение наук он оставил, решив посвятить свою жизнь Господу. Он стал клириком и получил сан диакона в одной из церквей Рима.
Правитель Восточной Римской империи Феодосий (правил государством с 379 по 395 год) был глубоко верующим человеком и хотел найти для сыновей (Гонория и Аркадия) воспитателя, который мог бы стать образцом для подражания. Естественно, что он также должен был обладать недюжинными познаниям в богословии и философии. Диакон Арсений обладал этими качествами и поэтому император доверил ему своих сыновей. Святой выполнял эту обязанность с усердием, но против воли своей – роскошь, светское окружение и высокое положение тяготили его. Стремившийся к уединенной жизни инока Арсений горячо молился Господу, чтобы Он указал ему путь истинный. И Бог помог Арсению: во время молитвы услышал диакон глас божий, и было ему сказано: «Беги от людей и будешь спасён»! Тогда снял Арсений одежды роскошные, надел простое рубище и ночью, тайно, покинул Рим. На корабле он добрался до Александрии, а затем отправился в пустыню, к святым отшельникам.
Арсений стал послушником, а наставником его был святой отец Иоанн Колов. Вскоре молодой отшельник превзошёл в подвижничестве многих старцев. И снова услышал он голос, повелевший ему искать спасения в уединении и тишине, ибо молчание является корнем добродетели. И ушёл Арсений из скита в уединённую келью, и дал обет молчания. В праздничные и воскресные дни посещал он храм, но ни одного слова никто от него не слышал. Подвиг безмолвия совершал он в строгости. Иноки, жившие в скиту, спрашивали у него, зачем он удалился не только от мира, но и от святых отцов. На это Арсений им отвечал, что любит пустынников всем сердцем, но быть одновременно с ними и с Господом не может. На небе ангелов великое множество, но все они имеют одну волю – божественную, и одни мысли – о Его величии. Каждый же человек наделён собственной волей и разумом, мысли у каждого свои и всякое общение между людьми мешает общению с Богом. Поэтому Арсений предпочитал полное уединение. И сказал он братии, что умер он для мира, чтобы заслужить жизнь иную, высшую. И пусть никто не считает его живым, то есть присутствующим в мирской жизни.
Приходил к нему монах странствующий, но не услышал от него даже приветствия. Когда же обратился инок к другому пустыннику, Моисею, то был радушно принят. Моисей предложил ему кров и пищу. И рассудил инок, что Моисей лучше Арсения, ибо не остался он глух к чаяниям своего брата во Христе. А другой инок, узнав про это, обратился к Господу с вопросом: «Боже Всемогущий! Кто более достоин благодати Твоей: тот, кто даёт людям во славу Твою или тот, кто бежит от людей ради Тебя?». Иноку этому было видение: два корабля плыли по великой реке. На первом находился святой Моисей и правили им Ангелы, и пели славу Господу, и мёдом угощали пустынника. А второй корабль плыл в полной тишине. И был на нём Арсений и сам Господь вёл корабль по волнам. Рассказал инок о своём видении великим подвижникам, которые много лет прожили в пустыне. И отцы-пустынники единодушно решили, что подвиг Арсения более угоден Богу, так как был Иисус на его корабле.
Святой Арсений совсем отделился от мира, в полном молчании и строгом посте проходили дни его. В душе своей он молился беспрестанно. И любовь его к Иисусу была так велика, что жар великий охватывал его и, казалось, что свет исходит от этого внутреннего огня. Иногда преподобный отшельник уходил на несколько дней в места, куда вообще никогда не приходили люди, сохраняя тем самым душу свою в покое.
Лишь иногда открывались уста его, чтобы донести до учеников слово Господа. Тогда говорил Арсений о том, что на свете много людей, стремящихся к чистоте телесной. Они усмиряют плоть свою многими трудами, бдением, строгим постом и молитвами. Тех же, кто заботится о душе своей ревностно, гораздо меньше. Не берегут люди души своей от грехов гнева, уныния, гордости, славолюбия, зависти. Поэтому многие телом чисты, а душа их – смердящий сосуд, гроб с гнилыми останками. Он хоть снаружи и красив, но внутри зловонен и ужасен. И узрят Господа те, кто сумеет и душу свою спасти от скверны и гниения.
Себе же самому святой говорил: «Пришёл ты в мир этот не для праздности и отдыха, а для подвига. Трудись же беспрестанно и лени не поддавайся». Ещё такие он произносил слова: «Часто я раскаивался в своих словах, но никогда не сожалел о молчании».
Великий молчальник и отшельник 50 лет совершал подвижнический подвиг, питаясь словом Божьим и духом Святым, забыв обо всех мирских делах. Сорок лет жил он в пустыне, в скиту. Ещё десять лет провёл он в местечке под названием Трогин, неподалёку от Вавилона. Три года домом святого была келья в Канопе, около Александрии. Некоторое время Арсений жил в таких пустынных местах, что никто не видел его. Возвратившись из пустынных странствий в Трогин, оставался он там в течение последних двух лет своей жизни. Всего лет его жизни было 95 и умер он в конце 449 или в начале 450 года. За то, что явил он миру невиданный подвиг служения, современники назвали Арсения Великим.
О, священная главо, земный ангеле, небесный человече, безмолвия рачителю, молчания любителю, преподобне и богоносне отче наш Арсение. Припадаем ти и молимся: помолися ко Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да дарует нам, грешным и недостойным рабом Своим, вся ко спасению душевному благопотребныя дары Своя: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, любомудрие христопоследовательное и вся добродетели, во святем Евангелии Им заповеданныя, да будем подражатели твоего благоугоднаго жития и вкупе с тобою сподобимся спасение вечное получите и Царствие Небесное унаследити. Ей, угодниче Божий! Не презри нас, но помози нам, небесным предстательством твоим, благочестно житие временное скончати, кончину благую, мирную и непостыдную стяжати и блаженства райскаго удостоитися, да прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
глас 3
От Рима возсиял еси, якоже солнце великое,/ и к Царскому граду достигл еси, преблаженне,/ словесы твоими просвещая сего и делы,/ всяку неразумия мглу отгоня./ Сего ради тя почитаем,// отцев славо, Арсение преподобне.