Покров Пресвятой Богородицы – это великий православный праздник, который отмечается 14 октября (1 октября по старому стилю) в честь события, котороые произошло в Константинополе. Оно описано в Житии Андрея Юродивого (Четьи Минеи). Летопись не указывает дату события, но по официальной версии это произошло в 910 г., когда столицу Византии осаждали сарацины (по другим предположениям – при обороне от русских дружин Аскольда и Дира (860 г.) или болгар (926 г.)).
В этот воскресный день 1 октября жители Константинополя вместе с императором Львом VI Мудрым молились во Влахернском храме, прося защиты от варваров. Среди других был в церкви славянин по происхождению Андрей, юродивый. В далёкой молодости он попал в рабство к византийцу Феогносту. Юродствуя во Христе, подвергался насмешкам горожан, жил очень бедно, но всю поданную ему милостыню отдавал другим беднякам. С Андреем был его ученик Епифаний, ставший спустя некоторое время патриархом Константинополя. Стоя на всенощной, около 4 часов утра Андрей вдруг увидел Пречистую Деву, идущую в сиянии по воздуху от царских врат в сопровождении Иоанна Крестителя и любимого ученика Христа Иоанна Богослова. За ними и впереди шествовали другие святые и апостолы. Остановившись у аналоя, Божия Матерь со святыми начала молиться за всех христиан, а по окончанию молитвы распростёрла над всеми в храме свой омофор (головной убор). Андрей, не веря своим глазам, спросил Епифания, видит ли он лучезарную Богородицу и её сияющий омофор. Ученик ответил утвердительно. Когда сияние Царицы Небесной исчезло, на пребывающих в церкви сошли спокойствие и благодать. На другой день враги отступили от стен города, а множество их кораблей разбила буря.
Относительно времени появления на Руси праздника в честь этого события мнения исследователей расходятся. Одни считают, что праздник заимствован из Византии, другие утверждают, что его ввёл сын Юрия Долгорукого, Владимирский князь Андрей Боголюбский в 1164 г., когда прочитал о Влахернском чуде явления Богородицы Андрею Юродивому.
Древнейшие изображения в честь праздника Покрова датируются 13-14 в.в.: на вратах Рождественского собора в Суздале; в росписи собора Снетогорского монастыря (Псков).
В иконографии Покрова Пресвятой Богородицы выделяют 2 направления: владимиро-суздальское (московское) и новгородское. На московском изводе Божия Матерь изображается держащей омофор, а на новгородском – в позе Оранты с поднятыми в молитве руками, покров держат парящие ангелы. В композиции икон присутствуют Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Рядом написаны святые в белых одеждах и ангелы. Внизу возле амвона часто изображают Романа Сладкопевца с орарём (свитком), Андрея Юродивого в ветхих одеждах, указывающего Епифанию на Богородицу. С ними стоит простой люд.
Иконы «Покров Пресвятой Богородицы» среднерусского типа – образы из Покровского Суздальского монастыря: икона 14 в. находится в Третьяковской галерее, а кон. 15 в. – во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Икона новгородского варианта из Зверинского монастыря (1399 г.) хранится в Новгородском музее.
В конце 15 в. происходит смешение двух типов иконографии. На образах из Глушицкого Сосновецкого монастыря, из Покровской церкви Московской духовной академии (кон.16 в.), из музея Коломенское (кон. 16 в.) в углу изображается сцена со спящим Романом Сладкопевцем, над которым склоняется Богородица со свитком. (По преданию, во сне она велела не умевшему петь дьякону проглотить кондакион, после чего тот обрёл дар пения во время церковной службы, сочинил более тысячи духовных песнопений, в т. ч. кондаков). В нач. 17 в. появляются «казачьи» иконы, где внизу изображены казаки с их атаманами и гетманами. На образах из Государственного Русского и Сольвычегодского музеев Матерь Божия изображается молящейся с обращённой вверх и в сторону головой к Иисусу. Икона 16 в. «Богородица Псково-Покровская» спасла город в 16 в. во время осады польскими войсками Стефана Батория, находится в Свято-Троицком соборе Пскова. На ней возле Богородицы написаны прпп Антоний и Корнилий Печерские в окружении князей киевских и псковских. В Национальном художественном музее Украины хранится икона Покрова Пресвятой Богородицы из Восточной Галиции (14 в.).
Икона «Покров Пресвятой Богородицы» это символ единства мира земного и небесного, а омофор, который Царица Небесная держит над всем человечеством – защита от всех бед и Её покровительство. Вместе со святыми Она молится о спасение наших душ, никому не отказывая в Своей милости. Этот образ защищает от врагов, помогает в решении житейских проблем, исцеляет, бережёт от грехов и даёт надежду на спасение: ведь перед Господом стоит и непрестанно просит за человеческий род сама Божия Матерь.
О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.
Тропарь, глас 4
Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
глас 3
Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Пресвятая Богородица, спаси нас!