10 августа – празднование Смоленской Иконы Божией Матери

Опубликовано: 10.08.2019

фото Смоленская икона Божией Матери гальванопластика золото сереброАвтором иконы считают евангелиста Луку. О том, как образ попал в Россию доподлинно неизвестно, существует несколько версий. Святитель Дмитрий Ростовский полагал, что лик Богоматери писался в годы её земного существования по просьбе правителя Антиохии Феофила. Затем икона хранилась в одной из иерусалимских церквей. Евдокия, жена императора Аркадия, передала образ его сестре, Пульхерии. В Константинополе реликвия находилась в храме, который назывался Влахернским. В 1046 году византийский правитель Константин IХ решил породниться с русским князем Всеволодом и выдал за него дочь, которую звали Анной. Вместе с Анной в землю русскую отправилась и икона, ставшая национальной святыней. После того как Всеволод умер, образ Богородицы перешёл во владение его наследника, Владимира. В начале двенадцатого столетия Владимир Мономах поместил образ Богоматери в Успенскую церковь Смоленска. Тогда она получила название Смоленская икона Божьей Матери Одигитрия или Путеводительница.

Одигитрией именуют иконы одного, часто встречающегося типа иконописи. Они схожи между собой расположением фигур Марии и Христа. На другой стороне доски находилось изображение казни Иисуса Христа и надпись на греческом языке. Когда икону обновляли (1666 год), художник добавил на обратную сторону иконы две фигуры – Иоанна Богослова и Марии.

Лик пресвятой Матери Божьей много раз помогал православным в борьбе с иноземными захватчиками. Во время нашествия хана Батыя, в 1238 году, один из русских воинов, Меркурий, услышал голос Смоленской Богоматери, благословляющей его на великий подвиг. Ночью Меркурий пробрался во вражеский стан и напал на татарских воинов. Он поразил очень много врагов, в том числе и самого сильного татарского батыра. Всех захватчиков одолеть ему было не по силам и, в конце концов, Меркурия убили. Но Богоматерь не оставила его и после смерти – он вернулся в стан русских воинов, неся свою отрезанную голову. Со всеми почестями Меркурий был похоронен в церкви. В Богоявленском соборе и по сей день хранятся башмаки и шлем богатыря. Позже воитель был причислен православной Церковью к лику святых. Свершившееся чудо ослабило дух татаро-монгол и в 1239 году Батый отступил в свою землю.

В ХIV веке Литовские князья владели Смоленском. Василий Дмитриевич, правивший Москвой, женился на дочери одного из них, Витовта. София привезла в Москву чудотворный образ. Его поместили в Благовещенский собор, справа от главных ворот. Там святыня и находилась вплоть до 1456 года, пока, по настоятельной просьбе митрополита Смоленского, её не возвратили в Смоленск. Перед тем как отправить драгоценную икону в долгий путь, была совершена служба и крестный ход. Огромное количество москвичей провожали Божью Матерь до дорогомиловской церкви Благовещенья. В Москве были две точные копии иконы. Одна находилась в Новодевичьем монастыре (он был построен в память о возвращении Смоленска под власть русских князей), а вторая – в Благовещенском соборе. В самом начале семнадцатого столетия с образа Смоленской Богоматери была сделана ещё одна копия, помещённая в возведённый специально для неё шатёр над Днепровскими воротами Смоленска. На этом месте была возведена сначала деревянная (1727 год), а потом каменная церковь (1802 год). Образ Смоленской Божьей матери был поновлён в Москве в 1666 году. Перед тем, как отправить икону в далёкий путь, в Смоленске прошло торжественное богослужение.

Другие источники утверждают, что Московскому князю икону подарил один из татарских ханов после разграбления Смоленска. А в «Русском вестнике» написано, что этот бесценный дар сделал один из литовских князей, по имени Юрга. Окончательного ответа на вопрос о том, как образ Божьей Матери оказался в Москве, учёные пока не дали.

Копии иконы сохраняли божественную чудотворную силу. Когда была война с Наполеоном, икону вывезли из Смоленска, чтобы она защищала русское войско. Накануне Бородинского сражения список Смоленской Богородицы с младенцем был выставлен на всеобщее обозрение в лагере русских воинов, для укрепления их духа. Древний образ в это же время хранился в столице, в Успенском соборе. Перед сражением москвичи совершили крестный ход. Во главе процессии несли три великих святыни: Тверскую, Владимирскую и Смоленскую иконы. Их обнесли вокруг стен Кремля, а затем реликвии оправили в военный госпиталь, который находился в Лефортовском дворце. Незадолго до того как французский император вошёл в оставленную русскими войсками Москву, Смоленскую Божью Матерь перевезли в Ярославль.

После победоносного завершения войны древний образ был возвращён в Смоленск. Там, в Успенском соборе, он и находился до Второй Мировой. Во время немецкой оккупации (1941 год) Смоленская икона исчезла и с тех пор никто не знает о её местонахождении.

Празднование совершается 10 августа (новый календарь). Церковь установила праздник в 1525 году.

Верующие часто обращаются к Смоленской иконе. Она считается заступницей православных, исцеляет от недугов, дарует спокойствие и благодать, устанавливает мир на земле и прекращает семейные ссоры.

Молитва к Смоленской иконе Божией Матери

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его бесконечных радостей. Аминь.

Кондак, глас 6:
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Ин Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.