1 июля – празднование Боголюбской иконы Божией Матери

Опубликовано: 01.07.2019

фото Боголюбская икона Божией Матери гальванопластика золото серебро большая храмовая иконаТаких древних икон, как Божией Матери «Боголюбская» дошло до наших дней немного. Существование нескольких десятков списков с чудотворного образа говорит о его широком почитании в народе. На протяжении веков святой образ спасал от эпидемий чумы и холеры, голода, засухи и пожаров, наводнений, других бедствий природного характера, нашествия захватчиков, наставлял правителей Руси на правильный путь при принятии важных решений во избежание кровопролитий и войн внутри страны и одолении внешнего врага. Перед Боголюбской иконой Божией Матери просят исцеления от тяжких болезней, защиты в пути и на чужбине, в чём она и помогает.

По иконографическому типу Божия Матерь «Боголюбская» принадлежит к «Агиосоритиссе» («Просительнице», «Заступнице»), известной ещё под названием Богоматери Халкопратийской, так как находилась в Халкопратийском храме Константинополя. Эта икона была обетной. На ней изображали в правом верхнем углу Иисуса Христа, который благословляет. Внизу, обращённая к Господу, стоит Богородица. У Её ног в молитве склонялась фигура заказчика святого лика. На Боголюбской иконе Богоматерь держит в правой руке свиток с молитвой. Над Нею изображены клейма 5 икон: Спаса, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи и Архангелов Михаила и Гавриила. Считают, что автором святого лика является византийский иконописец. Этот факт подтверждается существованием схожих изображений: мозаичных в церкви Санта-Мария в Палермо, церкви Дмитрия в Солуни, ликов на фреске в Мирожском монастыре Пскова, а также в композициях «Сретение» и «Страшный суд» на росписи Бачковской костницы, созданных в 12 веке константинопольскими мастерами.

История святого образа, по преданию, начинается в 1155 году 18 июня по ст. стилю. Князь Андрей Юрьевич Долгорукий покидает княжение в Вышгороде и уезжает на родину в Суздаль, чтобы там закрепить великокняжеский престол. С собой он взял написанную евангелистом Лукой икону Божией Матери, впоследствии названную Владимирской. Недалеко от Владимира близ устья реки Нерль кони вдруг стали, и никакими силами нельзя было их заставить идти. Молился священник перед иконой Божьей Матери, ехавший с князем, молился и сам Андрей. Великий князь уединился в шатре и продолжал совершать молитву, когда ему открылось видение. Божия Матерь предстала перед ним со свитком в руке и обратилась с повелением о создании на этом месте храма и монастыря, а икону из Вышгорода сказала поставить во Владимире. Далее Она повернулась в молитве к появившемуся на небе лику Спасителя и получила Божье благословение. После этого чудесного события Андрей заказал икону Богородицы в том виде, в каком она перед ним предстала, и в 1157 году образ был помещён в построенный на месте явления Божией Матери храм Рождества Богородицы. Великий князь установил праздник иконе ежегодно 18 июня в честь явления ему Божьей Матери. Был создан и монастырь. Выросло селение вокруг обители, которое стало называться Боголюбово, а князь прозван Боголюбским. Здесь он расположил свою резиденцию. Владимирская икона до перенесения во Владимир 9 лет простояла в Рождественском храме рядом с Боголюбской.

В конце 30-х годов 13 века церковь сожгли монголо-татарские орды хана Батыя, но икона уцелела. Позже монастырь не раз разоряли кочевые племена половцев и татар, а братия отстраивала обитель. В 15 веке Василием Тёмным был выполнен список с иконы для Сретенской церкви Московского Кремля. В 1680 году царь Фёдор Алексеевич Романов прикрепил к иконе свой золотой крест с самоцветами.фото Боголюбская икона Божией Матери гальванопластика золото серебро большая храмовая

В 1771 году икона прославилась как чудотворная во время чумы и холеры во Владимире. С того времени с ней совершали крестные ходы из Боголюбова во Владимир вплоть до 1917 года.

В 1918 году, прислушавшись к словам российского византолога Н.П. Кондакова о катастрофическом разрушении иконы, её решили раскрыть и реставрировать, что и было сделано. В 1923 году Боголюбскую обитель закрыли, икона некоторое время была в церкви Иоакима и Анны. В 1946 году святой образ передали во Владимирский краеведческий музей. С 1956 по 1976 год икона состояла на реставрации в Москве в мастерской Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. После обновления вновь выставлялась во Владимирском музее, хотя специалистами после последних работ по восстановлению был сделан вывод о необратимости разрушительных процессов иконы.

С 1992 года, когда Боголюбскую икону Богородицы передали Церкви, она была помещена во Владимирский Княгинин Успенский собор девичьего монастыря, где хранилась в специальной климатической витрине. В 2009 году в плачевном состоянии была отправлена на реставрацию во Владимиро-Суздальский музей-заповедник. 15 января 2016 года реставрационные работы закончены, но Боголюбская икона находится «на столе» в мастерских и не выставляется, так как требует двухлетнего наблюдения специалистов.

На протяжении своей истории святой образ Божией Матери «Боголюбская» обновляли 18 раз, причём в первый раз, как считают исследователи, в 13 столетии, когда было дописано изображение Иисуса Христа в правом верхнем углу и свиток Богоматери. Текст надписи на свитке приписан уже в 18 веке.

Боголюбская икона на протяжении веков имела особое значение и почиталась Домами русских царей Рюриковичей и Романовых. Список, принадлежавший великой княгине Евдокии Дмитриевне, жене Дмитрия Донского, хранился в Благовещенском соборе Кремля в Москве и был домашней святыней Русских царей. Копия утрачена в 1812 году во время войны с наполеоновской армией.

Среди множества списков известен находящийся в церкви Петра и Павла в Москве у Яузских ворот список 1157 года. Раньше, со времени Петра I он был над Варварскими воротами Китай-города и назывался также «Моление о народе», считался покровителем населения Москвы.

Боголюбская Зимаровская находилась в с. Зимарово Рязанской области до 1925 года, сейчас её местонахождение неизвестно.

Боголюбская Угличская 17 века поставлена в храме царевича Дмитрия г. Углича и прославилась после моровой эпидемии в 1654 году.

В монастыре г. Боголюбов есть чудотворная копия с первообраза, хранившегося здесь с 1157 до 1923 года.

Юрьевская икона Божией матери «Боголюбская» находится в с. Юрьевское Калужской области, она была подарена Батурину Петром I за заслуги.

Существует ещё много копий чудотворной Боголюбской иконы по всей России.

День празднования иконы Божьей матери «Боголюбская» 1 июля по новому стилю.

Молитва первая Пресвятой Богородице перед иконой Ея «Боголюбская»

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему, приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу убогую молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице перед иконой Ея «Боголюбская»

О Чудная и Высшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице; избави нас от всякия скорби и печали; огради от всякия напасти и злых клевет, от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, неискусомужная Дево Богородице Марие, моли за ны Тебе возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от находения иноплеменных заступи и от междоусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивыя Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Ин тропарь, глас тойже

Всепетая и Всеславная Царице Богородице, Мати всея твари Содетеля, христианская надеждо и заступнице, печальних утешение, ненадеющихся и отчаявшихся скорое надеяние, молим Тя: милостива буди нам, грешным, и не остави раб Своих, и не отрини моления верных, в скорбех и бедах пред честным образом Твоим избавления требующих. О Владычице, благая помощнице! Ризою Твоею честною нас защити и от всех зол избави, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, да спасет души наша, яко милосерд.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.